Одной из основных задач учителей и родителей первоклассников является обучение ребят красивому, разборчивому и грамотному письму. А это неизбежно потребует привития навыков терпения, внимания и усидчивости. На уроке часто попросту не хватает времени на полноценное занятие каллиграфией, поэтому детям приходится и дома заниматься развитием и закреплением навыков чистописания. Для этой работы следует завести дополнительную пропись и ежедневно писать в ней хотя бы несколько строчек как можно более старательно, не торопясь, максимально копируя образец.
Для формирования навыка и умения правильного написания букв с нужным наклоном могут оказать помощь специальные тетради и прописи в косую линейку, в которых пробел между линиями составляет пять миллиметров. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга и образуют так называемые наклонные клетки. В этих тетрадях пусть ваш ребенок прописывает лишь те буквы, с начертанием которых он познакомился на уроке в школе. Вы можете найти и купить тетради в интернет магазине от издательства "Подолье", где представлен большой ассортимент полиграфической продукции.
Когда написание всех букв будет успешно освоено, можно приступить к написанию слогов, а потом и целых слов, и простых предложений.
Конечно, дети будут вначале допускать множество ошибок. В этом повинна непривычно огромная нагрузка на мозг первоклассника, так как ему необходимо одновременно красиво и правильно писать буквы с нужным наклоном, и слушать учителя, и следить за грамотностью. Эти умения и навыки еще не полностью сформированы. Поэтому не порицайте детей, а наберитесь терпения. На этом этапе можно выполнять небольшие задания по списыванию готового текста. Пусть ребенок отчетливо проговаривает списываемые слова в соответствии с их написанием, а по окончании этой работы непременно проверит написанное и исправит ошибки.
Многие ошибки возникают от невнимательности. Поэтому, занимаясь чтением и письмом, можно предложить первокласснику поискать в тексте определенные буквы или слова. Обязательно повторяйте пройденные правила, в тексте следует найти слова на эти правила и вставить в них пропущенные буквы. Если имеются затруднения, воспользуйтесь словарем, покажите ребенку как пользоваться этим пособием.
Но иногда детям недостаточно помощи учителя и родителей, а требуется помощь специалистов: детского психолога или логопеда, так как около 50% учеников начальной школы имеют дисграфию, а это уже медицинский диагноз. Заподозрить заболевание возможно по наличию определенных ошибок, которые допускает ребенок. Первоклассник ошибается даже в правописании ударных и безударных гласных, хотя хорошо знает правило. Он не различает парные согласные, допускает пропуск или перестановку букв и целых слогов, не замечает разницы в графически похожих элементах букв, не видит конца предложений, не прописывает окончания слов. Некоторые буквы и цифры такие дети пишут зеркально.
Если некоторые из вышеперечисленных ошибок появляются регулярно, то следует показать ребенка детскому психоневрологу и логопеду. Своевременная диагностика поможет выявить причины ошибок и в некоторых случаях будет способствовать развитию грамотной письменной речи. Несомненно, решение этой проблемы потребует немалых усилий родителей, педагогов и самих детей.
Запомните, что правильный почерк и грамотное письмо — это навыки, приобретаемые в процессе обучения и доступные для их коррекции. При этом важно помнить, что обучение - не наказание, а необходимость. Эту мысль следует внушить каждому ребенку. Поэтому не ругайте и физически не наказывайте его за допущенные ошибки, а как можно чаще хвалите за успехи. Тем самым вы создадите первокласснику условия для формирования положительной мотивации к успешному обучению.